2-ая одна вторая первого. Была ли Крупская «привеском» к фигуре Ленина?

​155 годов назад, 26 февраля 1869 года, в семье поручика, выпускника Новгородского кадетского корпуса и студента Юридической академии появилась на свет дочка. Которой выпадет уникальная в своём роде судьба. Пока же офицер Константин именовал дочка Надеждой.

Людям старшего поколения довольно сочетания имени и отчества, чтоб выдать фамилию. Естественно, это Крупская! Та самая жена и соратница Ленина. Для большинства она всего только «привесок» к его масштабной фигуре. Квашня, одетая в непонятный балахон невыразительного цвета. Пугающе безобразная, с очами навыкате, с обвисшими щеками…

Пообщаться с миссис Ленин

В действительности же Крупская была если не кросоткой, то рядом к тому. Хотя, вкусы у всех различные. Скажем, старенькый знакомый Ленина Глеб Кржижановский утверждал: «Владимир Ильич мог отыскать привлекательнее даму. Но умнее, чем Надежда Константиновна, у нас не было». А разум в сочетании с привлекательностью — хорошая почва для того, что именуется притягательностью. И это в 21 веке увидели юзеры соцсетей, сравнив фото слушательницы Бестужевских курсов Надежды Крупской и актрисы Скарлетт Йоханссон. Подобие точно есть. И ведь ту же Йоханссон не назовёшь традиционной кросоткой. Зато — море притягательности.

Да, позже привлекательность и новизна Крупской уничтожат аутоиммунное болезнь — гипертиреоз, либо базедова хворь. Но обаяние-то никуда не денется. Что отмечали даже в 1934 году, когда Надежда Константиновна была, нежно говоря, немолода. Ах так обрисовал свои воспоминания репортер американской газеты The Pittsburg Press Ричард Халибертон: «За столом в небольшом, но очень комфортном кабинете посиживает 1-ая леди РФ. Это гражданка Крупская, потерявшая мужа женщина Ленина. Нет дамы, которая столько бы сделала, сколько она… Когда она улыбалась, усталое фейс её оживлялось, а когда она заговорила, можно было скинуть ей 40 лет. Ясность её мысли, мощь нрава сейчас же захватили меня, как они захватывают каждого, кто сталкивается с этой расчудесной старый леди. в данный момент я понимаю, почему как оратор и как босс она представляла собой одну из самых массивных сил революции. Мне разрешили пообщаться с миссис Ленин около часа (к счастью, она сообщает по-английски). в данный момент она занимается образованием и эмансипацией дам. В этом почетаемая гражданка Крупская и её министерство сделали переворот».

У корреспондента буржуазного издания не было никаких резонов возвеличивать Круп­скую. Он описывал то, что было на самом деле. Единственное, в чём Халибертон допустил ошибка, так это в должности Крупской. Вообщем-то министерство, а поточнее, Комиссариат просвещения в 1934 году она не возглавляла. Наркомпросом ещё в 1929 году стал Андрей Бубнов, сменивший на этом посту Анатолия Луначарского. Но если разобраться, то выйдет, что янки не так и ошибся.

Поправила Дюма

Предпосылки к мыслям о том, что названо «переворотом в образовании», у Круп­ской появились, судя по всему, ещё в детском возрасте. До 11 лет она обучалась в обыкновенной женской гимназии, но тамошние наставники довели девченку до нервного срыва. И тогда предки перевели её в личную гимназию княгини Оболенской, где была совершенно другая атмосфера: «Никто на нас не орал, детки держали себя вольно, были дружны меж собой, и я со многими сдружилась. Обучаться было очень любопытно».

В выпускном классе Крупская написала сообщение Льву Толстому с просьбой принять её в виртуальную команду добровольцев: «Уважаемый Лев Николаевич! Вы, в Вашем ответе на воззвание к Для вас тифлисских дам с просьбою о деле, гласите, что у Вас есть для их дело — исправление как может-быть книжек, издаваемых для народа Сытиным. Может, Вы дадите возможность и мне принять роль в их труде? Я знаю, что дело исправления книжек, которые будут считаться народом, дело серьёзное…»

Толстой просьбе внял и отправил Крупской книжку Дюма «Аристократ Монте-Кристо». 18-летняя Крупская сравнила её с оригиналом и выправила, что при её блестящем знании французского языка полностью естественно.

В только-только сделанном Русском государстве Надежда Константиновна с 1917 года состояла в Комиссии по просвещению, а в 1929 году стала заместителем наркома просвещения. Вот именно тогда очень понадобились те самые слагаемые, с которыми она повстречалась в детстве и юношестве, — возможность другой системы образования, значимость книжек и волонтёрская работа.

Образованный подход

Точно Крупская в 1929 году смогла вскрыть основную причину того, почему такое принципиальное дело, как ликвидации безграмотности, работает вполсилы. Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности смогла вроде бы достигнуть хороших результатов — большая часть населения обучилась читать и писать. Но больше 40% выучившихся через несколько лет опять становились безграмотными. Почему?

Ответ отдала Надежда Константиновна: «Уничтожение безграмотности подразумевает, что выучившиеся грамоте люди будут что-то читать. Ожидать, что бывшие ещё не так давно безграмотными бедняцкие слои деревни будут приобретать книжки, — фантазия. Материал для чтения должны поставлять библиотеки».

И здесь Крупская показала, на что она способна. А это организация того, что на данный момент именуют волонтёрским движением, а тогда назвали «бибкорами» — библиотечными корреспондентами, которые передают, как движется дело на местах. И давление на издателей — книжка для народа должна быть массовой. Результат впечатляющий. В марте 1934 года появилось решение ЦИК СССР «О библиотечном деле», где значилось: «Категорически запретить всем учреждениям и организациям применение помещений библиотек для других целей и переселение библиотек в худшие помещения. Нарушителей этого требования завлекать к судебной ответственности». И к 1939 году безграмотность была ликвидирована на самом деле.

Заместо эпилога

Проведите маленький опыт. Подойдите к окну и посмотрите во двор. Практически со 100%-ной вероятностью там будет детская площадка с ­«лазилками». Это — «монументы» Крупской. Точно Надежда Константиновна не только выдумала сделать «устройства для балансирования» основным элементом в деле физвоспитания малышей, но и смогла продавить решение: «Организовать как можно больше детских площадок не исключительно в парках и скверах, но и при школах, и во дворах».

По материалам: aif.ru

Похожие записи